Индивидуальные предприниматели обращаются ко мне обычно с очень схожими задачами: с одной стороны, есть долги перед бюджетом, контрагентами или банками, рассчитаться с которыми нет возможности, а с другой стороны - необходимо сохранить имеющееся имущество и недвижимость. Эти проблемы я и решаю на протяжении последних 8-10 лет.
На других сайтах вы уже наверняка прочитали тонну материалов по поводу того, как чудесно списываются долги ИП-шника в процедуре банкротства - поэтому здесь я эту воду лить не буду.
Поговорим о другом - о том, какие риски возникают при достижении вышеуказанной ЦЕЛИ: списать имеющиеся долги и сохранить при этом своё движимое и недвижимое имущество.
Здесь необходимо понять несколько моментов:
Во-первых, нужно достаточно четко осознавать, что суета по выведению активов перед началом банкротства - это, конечно, хорошо!
Но примитивные сделки, типа дарения недвижимости родственникам или заключение алиментных / брачных соглашений, сделанные в течение 1 года до принятия заявления о признании банкротом с легкостью оспариваются по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.
Если же сделки были сделаны за пределами годичного срока (но в пределах трёх лет), то оспорить их будет уже сложнее, но тоже возможно. Судебной практики и по тому, и по другому варианту хватает.
Следовательно, выведение любых активов (недвижимости, дебиторки, долей в бизнесах, ценных бумаг, интеллектуальной собственности и т.д.) надо делать с учетом существующей судебной практики по оспариванию тех или иных сделок.
Здесь я специально повторюсь, т.к. по опыту знаю, что эта простая мысль с первого раза не до каждого доходит:
совершая сделки по выводу имущества, вы должны четко понимать в каких случаях они будут квалифицироваться как фиктивные, недобросовестные или осуществленные с целью причинения ущерба кредиторам и делать их так, чтобы они не подпали под эти условия.
Очень желательно иметь запас времени до инициации процедуры банкротства. Чем больше - тем лучше. Хотя бы 1 год. Если года в запасе нет, то крайне рекомендую начать свой путь очищения от обязательств не с банкротства, а с анализа имущественных рисков и качественной предбанкротной подготовки, в процессе которой можно разработать
и реализовать различные варианты спасения активов. Эти услуги можно заказать у нас или почитать о различных схемах в моем блоге, подписавшись здесь:
Во-вторых, индивидуальный предприниматель банкротится по тем же правилам, что и физическое лицо, но с некоторыми нюансами свойственными для банкротства юридических лиц.
С учетом того, что ИП отвечает по долгам всем своим имуществом (за исключением единственного жилья), на практике это означает, что при банкротстве на реализацию будут выставлены как активы, приобретенные непосредственно ИП-шником, так и имущество, оформленное на него как на физическое лицо.
В-третьих, нужно учитывать, что в процедуре банкротства не списываются долги неразрывно связанных с личностью должника.
Под этим понятием законодатель понимает долги, возникшие вследствие целенаправленных и совершенных с умыслом действий физического лица, такие как алименты, причиненный ущерб и убытки, возмещение морального вреда, обязательства, возникшие в рамках субсидиарной ответственности и другие. Эти долги можно погасить только путем оплаты. Ну или жить с ними вечно. Но списать их через банкротство не получится.
Счастливым обладателям единственного жилья, "которое точно не отберут", еще необходимо учесть, что долги передаются по наследству. Вместе с единственным жильем.
И последнее: все остальные долги списываются вне зависимости от того, знал ли кредитор о вашем банкротстве или он «проспал» и не успел включиться в реестр требований.
Поэтому, в некоторых случаях, легче провести процедуру банкротства по-тихому... Но не всегда это можно осуществить на практике.
Когда все моменты учтены, составление окончательной «дорожной карты» банкротства является технически реализуемым и логичным этапом перед запуском непосредственно самой процедуры.